11. Отдельные упражнения для начинающих

11. Отдельные упражнения для начинающих

Сообщение VVZ » 14 ноя 2012, 00:55

Краткий план темы :

1. Складывание батареек в длину и измерение суммарного напряжения.
2. Упражнение с кнопками.
3. Падение напряжения на светодиоде.
4. RC цепи - сборки на макетке и формы сигналов.
5. Схема для изучения мультивибратора на транзисторах.
6. Сборка схемы включения светодиода с помощью простой скрутки.


===============================

1. Складывание батареек в длину и измерение суммарного напряжения.

Это упражнение выполняется если на занятиях используются батарейки на 1.5 вольта. В отдельной группе может быть произвольное количество школьников с общим количеством батареек не более 24 штук (или произвольное).

Изображение

На фото школьники гимназии N1569 "Созвездие", г. Москва (рук. Расюк А.В.).

Порядок действий :

1. Батарейки на время вынимаются из корпуса (если используются батарейные отсеки). Измеряется напряжение каждой из них, их величины записываются в тетрадке и суммируются (каждый из учащихся измеряет свои батарейки).
2. Батарейки складываются последовательно по линии (плюс к минусу, плюс к минусу и так далее) так , чтобы можно было зафиксировать общее суммарное напряжение на контактах крайних батареек и проверить с итоговой суммой предварительных замеров (пункт 1).

Поставьте свой рекорд, зафиксируйте его на фото и напишите нам ! (vas-z@yandex.ru)

После установки батареек в батарейный отсек важно знать !:
Напряжение на выходе батарейного отсека равняется сумме напряжений от каждой батарейки.

Например:

- для отсека из двух батареек Uоб = U1+U2.
- для отсека из трёх батареек Uоб = U1+U2+U3.

Задание: Запишите формулы для отсеков их четырёх и шести батареек, и вычислите величины напряжений Uоб.

Изображение

Кружок электроники фототехнического клуба станции юных техников г. Волгодонска (рук. Хохлачёва М.В.). Рекорд – 20 батареек !
VVZ
 
Сообщений: 510
Зарегистрирован: 28 апр 2011, 09:44

Re: 11. Отдельные упражнения для начинающих

Сообщение VVZ » 14 ноя 2012, 00:57

2. Упражнение с кнопками.

Для выявления зависимости яркости свечения светодиода от силы тока (или от величины токоограничивающего сопротивления) соберите схему с двумя кнопками.

Изображение

R1-R3 - 1 кОм.

После сборки и подачи питания светодиод должен светиться.

Объясните :

- почему при нажатии на кнопку K2 яркость светодиода увеличивается ?
- а при нажатии сразу двух кнопок (K1 и K2) его яркость становится ещё выше ?

Рассчитайте общую величину токоограничивающего сопротивления и силы тока, протекающего через светодиод :

- без нажатия на кнопки,
- при нажатии на кнопку K2,
- при нажатии на кнопку K1,
- при нажатии двух кнопок K1 и K2.
VVZ
 
Сообщений: 510
Зарегистрирован: 28 апр 2011, 09:44

Re: 11. Отдельные упражнения для начинающих

Сообщение VVZ » 09 июл 2014, 17:27

3. Падение напряжения на светодиоде.

Краткий порядок работы :

3-1. Последовательное включение красных и синих светодиодов (S1 или S2).
3-2. Параллельное включение красных и синих светодиодов (S3).
3-3. Вольт - Амперная характеристика светодиодов (S4).
3-4. Выявление причин, проясняющих работу светодиодов в схемах S1-S3.

=======================

3-1. Последовательное включение красных и синих светодиодов (S1 или S2).

Работа на этом этапе зависит от величины напряжения используемого источника питания (тут рассматривается два варианта). Если в работе с макеткой используется сетевой адаптер с напряжением 5 вольт (у них обычно при минимальной нагрузке напряжение питания около 5,3 вольт), то работать надо со схемами S2 :

Изображение

Если используется батарейный отсек с напряжением питания 4,5 вольта (три батарейки, 3x1.5v), то работаете со схемами S1. Далее будет рассматриваться вариант со схемами S1 :

Изображение

В работе этапа используются сопротивления R= 1 кОм и светодиоды красного и синего цвета свечения.

3-1-1. Соберите на макетке схемы S1-2 для красного и синего светодиодов. Убедитесь в том, что при сопротивлении R=1 кОм оба светодиода будут заметно светиться.

3-1-2. Соберите схему S1-3 из двух последовательно включенных красных светодиодов. После подачи питания оба красных светодиода должны светиться.

3-1-3. Соберите схему S1-4 из двух последовательно включенных синих светодиодов. После подачи питания синие светодиода светиться не должны (или возможно очень и очень слабое свечение).

Вывод : В схемах с одним светодиодом свечение обоих явно заметно. В схемах с двумя светодиодами наблюдается явное отличие. Если свечение красных явно заметно, то синие - не светятся.

Почему ?
VVZ
 
Сообщений: 510
Зарегистрирован: 28 апр 2011, 09:44

Re: 11. Отдельные упражнения для начинающих

Сообщение VVZ » 09 июл 2014, 22:39

3-2. Параллельное включение красных и синих светодиодов (S3).

Изображение

3-2-1. R = 200 Ом - 1 кОм. Установите на макетке два красных светодиода (сборка S3-2) согласно схеме S3-1. После подачи питания оба красных светодиода должны светиться, их яркость почти одинаковая.

3-2-2. R = 200 Ом - 1 кОм. Установите на макетке два синих светодиода (сборка S3-3) согласно схеме S3-1. После подачи питания оба синих светодиода должны светиться, яркость обоих почти одинаковая.

3-2-3. На последней сборке вместо одного из синих светодиодов установите красный (сборка S3-4). После подачи питания красный светодиод должен светиться, а синий - нет.

Почему красный светодиод светиться, а синий - нет ?
VVZ
 
Сообщений: 510
Зарегистрирован: 28 апр 2011, 09:44

Re: 11. Отдельные упражнения для начинающих

Сообщение VVZ » 09 июл 2014, 22:41

3-3. Вольт - Амперная характеристика светодиодов (S4).

На графике показаны линии характеристик двух светодиодов, красного и синего цвета свечения (светодиодов, оказавшихся “под рукой”). Линии зависимости напряжения (Вольт) от тока (Ампер) обозначены цветом светодиодов, при этом, интенсивностью цвета показан возрастающий уровень силы света (Кандела) - яркости светодиодов (от минимальной величины до максимальной).

Изображение

Из характеристик можно отметить явное отличие между величинами падения напряжения на светодиодах. Для красного светодиода диапазон напряжений 1,55–2,15 вольта, для синего2,5-3,25 вольта. В верхних точках диапазонов показана максимальная величина тока 20 мА, которую превышать не рекомендуется для большинства светодиодов общего применения, на нижних точках диапазонов свечение светодиодов почти не заметно. Важно отметить, что у современных светодиодов слабое свечение можно заметить и при очень малых прямых токах (несколько микроампер).

Далее приводиться два варианта схем и сборок для снятия характеристик светодиодов, вариант S4-1 с переменным сопротивлением и вариант S4-3 без него :

Изображение

Сопротивление R1 ограничивает величину максимального тока; для работы с красным светодиодом R1=150 Ом, с синимR1=100 Ом. С помощью переменного сопротивления R2= 10 кОм изменяется сила тока. Для более точного снятия параметров на малых токах сопротивления R1 и R2 можно заменять на одно постоянное номиналом 100 кОм и 1 мОм.

Но ! Как самый простой вариант S4-3 - вместо сопротивлений R1 и R2 можно использовать ряд постоянных сопротивлений, последовательно меняя их. Например, для всех типов светодиодов последовательно устанавливать номиналы 150 Ом, 1 кОм, 10 кОм, 100 кОм, 1 мОм. Кнопка KN необходима для удобства проведения замеров.

Изображение

Внимание ! При работе со светодиодами и малых величинах сопротивлений R1, R2 следует избегать продолжительного прямого излучения светодиодов в глаза человека.

Измерение тока – проводится при не нажатом состоянии кнопки KN. Общий вывод тестера подключается к контрольной точке 3 (GND), а сигнальный - к точке 2 согласно схеме.
Измерение напряжения – проводиться при нажатом состоянии кнопки KN. Общий вывод тестера остаётся на месте (точка 3, GND), а сигнальный вывод подсоединяется к точке 1 согласно схеме.

Порядок измерений (для простого варианта, схема 4-3) :

3-3-1. Общий провод тестера подключите к точке 3 (GND).
3-3-2. Замер тока при R1=150 Ом. Установите на макетке сопротивление R1. Кнопка KN – не нажата. Тестер включите в режим измерения тока. Сигнальный вывод тестера соедините с точкой 2. Показания тока запишите в таблицу.
3-3-3. Замер напряжения. Тестер переключите в режим измерения напряжения, сигнальный провод тестера соедините с точкой 1. Нажмите и удерживайте кнопку KN и показания напряжения запишите в таблицу.
3-3-4. Повторите пункты 332-333 последовательно при R11 кОм, 10 кОм, 100 кОм, 1 мОм.

Изображение

3-3-5. Используя значения токов и напряжений из таблицы, нарисуйте в тетрадке график для красного и синего светодиодов.
VVZ
 
Сообщений: 510
Зарегистрирован: 28 апр 2011, 09:44

Re: 11. Отдельные упражнения для начинающих

Сообщение VVZ » 10 июл 2014, 23:56

3-4. Выявление причин, проясняющих работу светодиодов в схемах S1-S3.

Напряжение источника питания VCC = 4.5 вольт (батарейный отсек, AAx3). Диапазоны напряжений для красного светодиода 1,55 – 2,15 вольта, для синего 2,5 – 3,25 вольта, при этом, в минимальных значениях диапазона напряжений светодиоды не светятся или их свечение еле заметно.

Изображение

Пункт 3-1. VCC = 4,5 вольт. В схемах с одним светодиодом свечение красного и синего явно заметно. В схемах с двумя последовательно включёнными светодиодами наблюдается явное отличие. Если свечение двух красных светодиодов явно заметно, то два синих - не светятся. Почему ?

Пункт 3-2-3. Параллельное включение красного и синего светодиодов. После подачи питания красный светодиод светиться, а синий - нет. Почему ?

Дополнительные вопросы :

1. VCC = 4.5, R=1 кОм; светодиоды VD и VD1 - красные, а VD2 - синий. После подачи напряжения питания что будет светиться, два красных светодиода или один синий ?

Изображение

2. Возможны ли варианты выбора величин VCC и R, что после подачи питания красные и синий светодиоды будут светиться ?
VVZ
 
Сообщений: 510
Зарегистрирован: 28 апр 2011, 09:44

Re: 11. Отдельные упражнения для начинающих

Сообщение VVZ » 19 фев 2016, 05:15

4. RC цепи - сборки на макетке и формы сигналов.

С - 1000,0 мкФ - 16v; R = 1 кОм, R1, R2 - 10 кОм; KN1 - PS-850N (без фиксации); VD1-VD3 - яркие светодиоды с падением напряжения около 2 вольт (обычно красные). Напряжение питания - 5 вольт.

4-1. Схема, сборка и формы сигналов интегрирующей цепочки.

Основными элементами схемы являются конденсатор C, сопротивление R и переключатель KN1. Светодиоды VD1, VD2 и токоограничительные сопротивления R1, R2 являются цепями индикации состояний напряжений соответственно в точках 1 и 2 (графики 1 и 2).

При этом, по состоянию светодиодов VD1 и VD2 можно судить о величинах напряжения на выводах сопротивления R (точка 1 и 2), а соответственно знать о величине падения напряжения на сопротивлении, о направлении движения электрического тока через него, о наличии заряда или разряда на конденсаторе (их начале или окончании).

Например, если оба светодиода VD1 и VD2 светятся одинаково с максимальной яркостью, значит, в точках 1 и 2 высокий уровень напряжения, соответственно падение напряжение Ur = 0v. Если быть точным, то на потенциал в точке 2 малое влияние оказывает цепь индикации (сопротивления R2 и светодиода VD2), которое ввиду R<<<R2 здесь не учитывается. Объясните, что за "малое влияние" ?

Изображение

Проверка:

После подачи питания при нажатии на кнопку KN1 (замыкание на GND) яркость светодиода VD2 должна уменьшаться до нуля, а при отпускании кнопки (соединение с VCC) яркость светодиода VD2 будет увеличиваться в соответствии с графиком на изображении:

При нажатии переключателя KN1 (средний вывод к GND), в начальный момент времени светодиод VD1 сразу гаснет, а светодиод VD2 гаснет с некоторой задержкой. Значит, в начальный момент времени в точке 1 U1=0v, а в точке 2 U2=5v, соответственно движение тока направлено в сторону точки 1 (от большего потенциала к меньшему). Данное направление тока соответствует разряду конденсатора. Когда их величины напряжений U1, U2 становятся одинаковыми, здесь оба светодиода гаснут, то значит, процесс разряда конденсатора завершён.

При отпускании переключателя KN1 (средний вывод к VCC), в начальный момент времени, светодиод VD1 будет сразу светиться, а светодиод VD2 начинает светиться с некоторой задержкой. Значит, в начальный момент времени в точке 1 U1=5v, а в точке 2 U2=0v, соответственно движение тока направлено в сторону точки 2. Это направление тока соответствует заряду конденсатора. Когда величины напряжений U1, U2 становятся одинаковыми, здесь равными 5v (оба светодиода светятся), значит, движение тока прекращается, а процесс заряда конденсатора завершён.

Изображение

Сетка – 2 вольта/2 с; Z (zero) – линия нуля (или земли, GND)

Конденсаторы способны накапливать электрический заряд и разряжаться, в RC цепях время заряда и разряда конденсатора зависит от величины ёмкости С и сопротивления R (τ = RC). На изображении, через несколько секунд после подачи питания 5 вольт (средний вывод KN1 на VCC) конденсатор полностью зарядится и на нём будет также напряжение 5 вольт. Если средний вывод переключателя соединить с землёй (GND), то через некоторое время конденсатор разрядится, и напряжение на его выводах станет равным 0 вольт.

τ – постоянная времени, при которой конденсатор заряжается/разряжается на 63%. При t=5τ – на 99%. Учитывая номиналы сопротивления и конденсатора, постоянная времени τ здесь будет равна 1 секунде (1 кОм x 1000 мкФ = 1000 x 0.001=1), а время t соответственно 5 секунд.

Учитывая особенности схемы (индикация состояния светодиодом VD2 в точке 2), через 1 сек после начала разряда, когда напряжение в точке 2 будет 37% (100-63) и от 5 вольт составлять около 1.8 вольт, то красный светодиод VD2 уже почти не будет светиться. При полном разряде и через 1 сек после начала заряда, когда напряжение на графике 2 будет уже 3.2 вольт, на красном светодиоде VD2 уже не будет увеличиваться яркость (помните, что сопротивление R2 = 10 кОм и поэтому максимальная яркость светодиода VD2 здесь невелика).

Вместо красного светодиода на место VD2 установите светодиод синего свечения и понаблюдайте отличия, особенно на задержку включения светодиода при заряде. Объясните её причину ?

4-2. Схема, сборка и формы сигналов дифференцирующей цепочки.

Основными элементами схемы являются конденсатор C, сопротивление R и переключатель KN1. Светодиоды VD1, VD2, VD3 и токоограничительные сопротивления R1, R2 являются цепями индикации состояний напряжений соответственно в точках 1 и 2 (графики 1 и 2).

При этом, по состоянию светодиодов VD1-VD2; VD1-VD3 можно судить о величине и полярности напряжения на выводах конденсатора C и соответственно можно определять величину падения напряжения на нём, полярность, а также направление и силу тока.

Изображение

Проверка :

После подачи питания при нажатии на переключатель KN1 (замыкание на GND) вспышка с уменьшением яркости должна наблюдаться на светодиоде VD3, а при отпускании кнопки – на светодиоде VD2. Смотрите графики на изображении:

Изображение

Сетка – 2 вольта/2 с; Z (zero) – линия нуля (или земли, GND)

В RC цепи напряжения на выводах конденсатора С скачком измениться не может, даже если в сигнале 1 происходит мгновенный перепад напряжения (конденсатор должен зарядиться или разрядиться, существует время заряда и разряда конденсатора).

Например, при подаче питания (средний контакт KN1 на VCC = 5 вольт), конденсатор разряжен и напряжение на нём Uc=0 вольт, соответственно в первый момент времени в точке 2 напряжение будет также равным 5 вольт (Uvcc=Uc+Ur; 5=0+Ur; Ur=5v). По мере заряда конденсатора падение напряжения на нём будет возрастать до величины 5 вольт, а напряжение в точке 2 будет падать по экспоненте до нуля (об этом покажет состояние светодиода VD2; Uvcc=Uc+Ur; 5=5+Ur; Ur=0v). Конденсатор зарядится, ток не течёт.

Формула ёмкостного сопротивления конденсатора Xc = 1/(2πfC), в его знаменателе есть величина f (частота сигнала). Соответственно, для постоянного сигнала (где f=0) величина Xc стремится к бесконечности. Здесь резистивный делитель, где Xc >>> R, соответственно после заряда конденсатора потенциал в точке 2 будет близок к 0 вольт (Uvcc=Uc+Ur; 5=5+Ur; Ur=0).

При нажатии и удержании переключателя KN1 его средний вывод будет на GND (0 вольт). Так как конденсатор заряжен и напряжение на нём 5 вольт, то изменение потенциала в точке 1 до 0 вольт приведёт к изменению потенциала в точке 2 до – 5 вольт (Ugnd=Uc+Ur; 0=5+Ur; Ur=-5v).

Обратите внимание, что напряжение на конденсаторе осталось прежним 5 вольт (если его мерить тестером относительно точки 2). По мере разряда конденсатора падение напряжения на нём будет уменьшаться до величины 0 вольт, а напряжение в точке 2 будет падать по экспоненте от – 5 вольт до 0 вольт (об этом покажет состояние светодиода VD3; Ugnd=Uc+Ur; 0=0+Ur; Ur=0).

Дополнительная практика по теме "Восьмиканальные бегущие огни без микросхем".
VVZ
 
Сообщений: 510
Зарегистрирован: 28 апр 2011, 09:44

Re: 11. Отдельные упражнения для начинающих

Сообщение VVZ » 21 фев 2016, 03:02

5. Схема и сборка для изучения мультивибратора на транзисторах.

5.1 На левом изображении привычная схема мультивибратора на транзисторах, в коллекторные цепи которых включены светодиоды. С правой стороны набор деталей для сборки:

Изображение

Элементы на изображении : R2, R3 - 10 кОм; R1, R4 - 1 кОм; C1, C2 - 100,0 мкФ; VT1, VT2 - BC337-40.

Варианты размещения деталей на макетке:

Изображение

Изображение

5-2. Порядок сборки по первому варианту (установка и проверка):

- 1. Установите сопротивления R1, R4 и светодиоды VD1, VD2. Временно с помощью проводных перемычек выводы сопротивлений соедините с линией GND:

Изображение

После подачи питания светодиоды должны постоянно светиться.

- 2. На макетку установите транзисторы VT1, VT2. Их коллекторы соедините с выводами сопротивлений. Переставьте перемычки так, чтобы эмиттеры транзисторов соединялись с линией GND:

Изображение

После подачи питания светодиоды не должны светиться.

- 3. Установите сопротивления R2, R3 между базой и линией VCC схемы:

Изображение

После подачи питания светодиоды должны постоянно светиться.

- 4. Установите электролитические конденсаторы C1, C2 согласно схеме:

Изображение

Светодиоды должны переключаться. По их состоянию (светятся/не светятся) можно понять процессы в коллекторных цепях транзисторов.

Изображение

Осциллограмма в коллекторе транзистора VT2. Сетка – 2 вольта/1 с; Z (zero) – линия нуля (или земли, GND).

5-3. На следующем изображении несколько дополненная схема и сборка её на макетке. Для индикации уровней напряжений к базам транзисторов VT1, VT2 - BC337-40 включены светодиоды VD3, VD4 (лучше использовать яркие) с токоограничивающими сопротивлениями R5, R6 - 10 кОм. Здесь ёмкость конденсаторов С1, С2 в схеме – 470,0 мкФ.

Изображение

5-4. Порядок сборки (установка элементов и проверка) :

1. R1, R3, VT1, VD1, перемычка GND.

После включения светодиод VD1 должен постоянно светиться.

2. R2, R4, VT2, VD2, перемычка GND.

После включения светодиоды VD1 и VD2 должны постоянно светиться.

3. C1, C2.

После включения светодиоды VD1, VD2 должны перемигиваться, при этом резко включаться и медленно затухать.

4. R5, R6, VD3, VD4.

После включения светодиоды VD1, VD2 должны перемигиваться, при этом резко включаться и медленно затухать, а на светодиодах VD3, VD4 должны наблюдаться яркие кратковременные вспышки.

!!! Видимость вспышек светодиодов VD3, VD4 критична к величине напряжения питания схемы и к величине падения напряжения на светодиоде (при R5,6 = 10 кОм падение напряжение на светодиодах около 1.6 вольт - для красных и около 2.5 вольт – для синих, зелёных). При напряжении питания ниже 4.5 вольт вспышки светодиодов могут быть вообще не заметны. На следующем изображении обратите внимание на амплитуду напряжения на базе транзистора (поз. 2), которая может быть меньше необходимого напряжения для светодиода.

Осциллограммы напряжений на выводах конденсаторов (1 – на плюсовом выводе, 2 – на минусовом выводе). U пит. – 5.2 вольт, светодиоды VD3, VD4 - зелёные :

Изображение

Сетка – 2 вольта/1 с; Z (zero) – линия нуля (или земли, GND)

5-2. Описание работы схемы мультивибратора на транзисторах:

!!! Чтобы уменьшить текст, во многих местах не используются слова – сопротивление (R), транзистор (VT), конденсатор (C); вместо них по тексту только соответствующие обозначения.

(1) Сразу после подачи питания С1, С2 разряжены, через сопротивления протекает базовый ток VT1; VT2 и они открываются. Хотя элементы в плечах мультивибратора одинаковые, но их небольших отличий достаточно, чтобы дальнейшие процессы в транзисторах протекали по-разному, то есть, один из транзисторов будет открываться быстрей, чем другой.

Изображение

(2) Например, пусть VT1 открывается быстрей. Его открытие вызовет уменьшение напряжения на его коллекторе, что вызовет уменьшение напряжения на базе VT2. Начнёт закрываться VT2 и напряжение на его коллекторе будет расти, что вызовет увеличение напряжения на базе VT1 и он продолжит открываться.

Открыт VT1, закрыт VT2, заряжаются C2 (ток течёт через R4 и открытый БЭ переход VT1) и C1 (ток течёт через R2 и открытый КЭ переход VT1).

Скорость заряда конденсаторов зависит от величин RC, а так как R4<<<R2, то здесь заряд у C2 быстрый, а на C1 медленный. Заряженный C2 “фиксирует” открытие VT1, а медленный заряд C1 готовит условие для открытия VT2 ( 2).

(*) Продолжается медленный заряд C1 и при достижении уровня 0.7 v на базе VT2 он откроется, а на его коллекторе упадёт уровень напряжения (3).

Изображение

(4) Так как С2 был заряжен, значит на базе VT1 будет отрицательное падение напряжения величиной на C2 и он закроется.

Открыт VT2, закрыт VT1, начнётся быстрый перезаряд C1 (ток течёт через R1 и открытый БЭ переход VT2) и медленный перезаряд C2 (ток течёт через R3 и открытый КЭ переход VT2). Быстро перезаряженный C1 “фиксирует” открытие VT2, а медленный перезаряд C2 “готовит” условие для открытия VT1 (4).

(5) Продолжается медленный перезаряд C2 и при достижении уровня 0.7 v на базе VT1 он откроется, а на его коллекторе упадёт уровень напряжения.

Изображение

(6) Так как С1 был заряжен, значит на базе VT2 будет отрицательное падение напряжения величиной на C1 и он закроется.

Открыт VT1, закрыт VT2, начнётся быстрый перезаряд C2 (ток течёт через R4 и открытый БЭ переход VT1) и медленный перезаряд C2 (ток течёт через R2 и открытый КЭ переход VT1). Быстро заряженный C2 “фиксирует” открытие VT1, а медленный перезаряд C1 “готовит” условие для открытия VT2. И так далее (к *).

5-3. Осциллограмма рабочего режима мультивибратора (от * до * по описанию схемы):

Сетка – 5 вольт/1 с; Z (zero) – линия нуля (или земли, GND)

(t1, Б2) Продолжается медленный заряд C1 и при достижении уровня 0.7 v на базе VT2 он откроется, на его коллекторе упадёт уровень напряжения (t1, К2). Так как С2 был заряжен, значит на базе VT1 будет отрицательное падение напряжения величиной напряжения на C2 (t1, Б1) и он закроется. Начнётся быстрый перезаряд C1 (t1-t2, К1) и медленный перезаряд C2 (t1-t2, Б1). Быстро перезаряженный C1 “фиксирует” открытие VT2 (t1-t2, Б2, К2), а медленный перезаряд C2 “готовит” условие для открытия VT1 (t1-t2, Б1).

Изображение

При достижении уровня 0.7 v на базе VT1 (t2, Б1) он откроется, а на его коллекторе упадёт уровень напряжения (t2, К1). Так как С1 был заряжен, значит на базе VT2 будет отрицательное падение напряжения величиной напряжения на C1 (t2, Б2) и он закроется. Начнётся быстрый перезаряд C2 (t2-t3, К2) и медленный перезаряд C2 (t2-t3, Б2). Быстро заряженный C2 “фиксирует” открытие VT1 (t2-t3, Б1, К1), а медленный перезаряд C1 “готовит” условие для открытия VT2 (t2-t3, Б2). И так далее (от t3, Б2).

Период T (t1-t3) - сумма длительностей импульса () и паузы (tп). Длительность t (импульса или паузы) зависит от величин R и C. В схеме R2; R3 = 10 кОм, а C1; C2 = 100,0 или 470,0 мкФ. По графикам, при C=100,0 мкФ - T около 1,1с (в начале сообщения), а при C=470,0 мкФT около 5.1 с. Соответственно для данной схемы t около 0.55RC, а T=2t.

Дополнительная практика по теме "Восьмиканальные бегущие огни без микросхем".
VVZ
 
Сообщений: 510
Зарегистрирован: 28 апр 2011, 09:44

Re: 11. Отдельные упражнения для начинающих

Сообщение VVZ » 28 ноя 2016, 16:27

6. Сборка схемы включения светодиода с помощью простой скрутки.

Данное упражнение может использоваться перед началом работы на макетных платах без пайки, и направлено как на повышение мотивации работы на макетных платах, так и первичного знакомства с проводным монтажом при сборке электрических схем.

Изображение

В работе используется батарейный отсек на три батарейки с выключателем, сопротивление R 1 кОм (полоски - коричневая, чёрная, красная, золотая) и светодиод VD красного цвета. Проводной монтаж выполняется скруткой – параллельной простой.

Изображение

Изображение

Характерные явления при сборке схем:

Трудности при сборке из-за отсутствия навыков выполнения скрутки.
Большая потеря времени при проведении занятий.
Частичная “порча” электронных элементов.

Выводы после не продолжительной практики:

На занятиях для сборки электрических схем эффективней использовать макетные платы без пайки.
VVZ
 
Сообщений: 510
Зарегистрирован: 28 апр 2011, 09:44


Вернуться в Первые шаги - Дополнительный материал

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron