"О школьных технических кружках и конкурсах."

"О школьных технических кружках и конкурсах."

Сообщение VVZ » 16 янв 2018, 22:00

Статья “О школьных технических кружках и конкурсах” на сайте STRF.RU была опубликована ровно шесть лет назад 16 января 2012 года. Но с начала этого года сайт STRF.RU по непонятным причинам пока не работает. Далее публикуется оригинальный вариант статьи, которая имеет актуальность и сегодня!

“О школьных технических кружках и конкурсах."

Справка STRF.ru: Зуйков Александр, аспирант кафедры «Компьютерные системы и технологии», сотрудник Студенческого конструкторского исследовательского бюро № 6 Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Член президиума Российского союза студенческих организаций (РССО) (данные 2012 года, VVZ).

В интервью «Умные студенты вырастают из увлечённых школьников», опубликованном недавно на сайте Всероссийского студенческого форума, я говорил, что «единственный способ повысить уровень заинтересованности студенчества – вести работу со школьниками, а это заключается в организации в школах разнообразных технических кружков профильными предприятиями и проведении огромного количества конкурсов на муниципальном, городском и общероссийском уровнях». Мне представляется важным развить этот тезис и предложить конкретный механизм работы с детьми.

Чтобы стать хорошим техническим специалистом, требуется время. В лучшем случае на это уходит десять лет, начиная со школьного возраста: 5 класс (11–12 лет) – выпускник вуза (21–22 года). При условии, что в этот период человек посвящает своему увлечению много свободного времени.
В Советском Союзе у школьника было много возможностей увлечься каким-то из технических направлений, а любой выпускник технического вуза ещё лет пять осваивал профессию в каком-либо НИИ до уровня хорошего специалиста. То есть обучение занимало порядка 15 лет. У современной молодёжи этого времени нет, что влечёт за собой большие проблемы.

В технике за последние двадцать лет произошёл огромный скачок, не вполне ещё отражённый в образовательной системе, а это означает, что период созревания студента до уровня хорошего специалиста должен увеличиться. Произошло, однако, ровно обратное: срок обучения не только не увеличился, а резко сократился с 15 до 3 лет. До института в голове у школьников, как правило, только математика и физика, чтобы сдать ЕГЭ. Получать же активно профессиональные знания, начиная с 19-летнего возраста, то есть на 3 курсе вуза, и надеяться на успех в учёбе и последующей работе, учитывая уровень современной техники, не представляется реальным. Выходит, что большинство выпускников, которые развивают и поддерживают технический уровень страны, не обладают нужными опытом и знаниями.

В отличие от техники, любой иностранный язык за то же время не изменился сколько-нибудь существенно. Тем не менее теперь его начинают учить с первого класса и даже раньше. Произошло это, потому что изменилась потребность общества к уровню знания языков, и людям нужно больше времени для более качественного их освоения. Аналогичный подход необходим и для овладения техническими науками.

В нашей жизни многое (а часто и сама жизнь) зависит от техники, поэтому люди, которые её создают и поддерживают – выпускники технических вузов, должны быть суперпрофессионалами. Чем раньше они увлекутся техникой и начнут обучение, тем успешнее они станут в выбранной профессии.

Я выделяю две причины, которые препятствуют нашей системе образования увеличить время подготовки технических специалистов:

• возможностей для знакомства с техникой и технологиями у нынешнего школьника очень мало. Во-первых, почти нет технических кружков. Во-вторых, растёт поколение детей, у которых родители далеки от техники (бухгалтеры, юристы, торговцы, охранники и т.д.);
• отсутствует специальный экзамен при поступлении в технический вуз.

Это формирует установки родителей (в основном матерей) на подготовку школьников. Сейчас родителей интересует только математика и физика в рамках ЕГЭ. Думаю, что специальный экзамен должен составлять не менее 50 процентов суммы баллов для поступления, а физика и математика – по 25 процентов. Это может быть, например, стендовая защита проекта.

Только одно это – решение о вводе специального экзамена в технические вузы – может в корне изменить ситуацию. Сразу будут востребованы различные профильные кружки, дополнительные занятия в школах, появится и время на них.

Технические кружки, профильные конкурсы, любая другая форма передачи опыта – всё это формирует среду, в которой школьник начинает обучение будущей профессии. Для появления такой среды обществу важно осознать, что профессиональное образование – забота не столько школьных учителей, сколько родителей – профессионалов в различных сферах. Передача опыта – это долг всех родителей и основная задача, стоящая перед любым обществом.

Если общение с собственным ребёнком проходит бесплатно, то для небольшой группы заинтересованных его друзей – тем более, так как при этом только улучшается качество занятий (передачи опыта). При этом заниматься с увлечёнными, трудолюбивыми школьниками и оказывать материальную поддержку проведению занятий готовы многие специалисты и профильные предприятия. Таким образом, опыт должен и может передаваться практически без больших дополнительных затрат из госбюджета.

Вовлекать детей в знакомство с техникой можно практически с нуля. В любой школе должен быть отдельный стенд для информации о муниципальных и общегородских конкурсах, проводимых различными техническими предприятиями. Это могут быть предприятия, расположенные в районе школы, или где работают родители и просто местные жители. Специалисты совместно с учителями определяют тематику конкурсов и призовые фонды.

Тематика должна быть согласована со школьной программой. Чем больше конкурсов, тем лучше. Кстати, непрофильные предприятия, скажем, продовольственные магазины, также можно привлекать, например к участию в формировании призового фонда.

Конкурсы нужно проводить постоянно. Они могут быть разной продолжительности – от одной недели до полугода в зависимости от темы работ. Критерии оценки работ должны формировать устремления детей: трудолюбие, упорство в достижении качественного результата и другие. Любой конкурс – это хорошая мотивация для детей, а также общая родительская забота о том, чем должны заниматься школьники.

В свою очередь, проведение конкурсов и организация кружков влечёт за собой необходимость привлекать к работе профессионалов, обладающих техническими знаниями. Их участие в работе со школьниками, начиная с простых советов и рекомендаций, далее приводит к созданию профильных кружков, в которых могут заниматься дети из разных школ.

В этом деле вряд ли найдутся равнодушные. Оно объединит отдельных граждан, особенно профессионалов, и даже политические партии. Разумеется, оно должно объединить общество в целом, так как его цель видна каждому – успех детей, а значит, страны в целом. Все остальные проблемы в обществе, при увлечённых и работоспособных детях, разрешатся сами собой (их просто не будет), начиная с порядка на улице и заканчивая пенсионным обеспечением родителей.

Читателям от редакции. А как вы предлагаете заинтересовывать детей техническими науками? Пишите: editor-chief@strf.ru
VVZ
 
Сообщений: 589
Зарегистрирован: 28 апр 2011, 09:44

Вернуться в Занятия (еженедельные занятия, летняя практика, кружки) и Конкурсы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1