Модуль заменяет часть схемы, которая уже понятна для обучаемого и её проводной монтаж занимает значительное место на макетной плате. Его использование
даёт возможность высвободить пространство на макетке и
выполнять сборки более сложных схем.Например, на двух верхних сборках показаны варианты (
без модуля и с ним) для простой схемы - подключение мс
К176ИЕ4 к индикатору. На двух нижних сборках показаны варианты последовательного включения этих микросхем с разными индикаторами (для построения несложных схем часов, секундомеров и так далее).
Данные модули выполнены на основе односторонних печатных плат. Их проектирование и изготовление может являться частью практической работы кружка. Тема, где можно скачать файлы печатных плат для изготовления модулей
"Модули для мс К176ИЕ3 и К176ИЕ4". Ещё один характерный пример использования модулей. Файлы печатных плат также есть в теме
"Индикатор уровня на ОУ" :
Было : Если необходимо быстро изготовить прототип электронного устройства, то обычно берут печатную плату (их также обычно называют макетными) и в соответствии со схемой выполняют проводной монтаж с пайкой (так надёжней для прототипа). Для начинающих схемотехников это чревато разного рода ошибками и частая перепайка может просто испортить печатную плату (контактные площадки “слетят”).
Стало : Печатная плата точно повторяющая рисунок топологии макетной платы без пайки даёт возможность заранее отработать не только схему на макетке без пайки, но и расположение деталей на прототипе. И только после этого схему прототипа можно “чисто перенести” с макетки на печатную плату.
Ошибки в этом случае минимизированы.=========================Разработка большинства электронных изделий, составной частью которых обычно является и проектирование печатных плат, это длительный процесс и для начинающих может очень трудной и сложной задачей. На слайде показаны отдельные варианты работ с использованием и проектированием печатных плат, в которых по мере приближения к конечной цели, могут быть проекты разной сложности, при этом, все промежуточные результаты работ могут использоваться в образовательном процессе для более широкого круга начинающих.
Изображения слайда “
Макетка - варианты проектирования” и пояснения к ним выполнены на примере работы со светодиодным блоком
P10 :
1. Начальный вариант - проработка проекта с использованием макетки. Но иногда (как и в этом случае) при работе с макеткой появляется необходимость изготовления переходников для отдельных деталей (например, двухрядных разъёмов). В этом случае для их изготовления
используются обычные макетные платы для пайки с шагом 2,54 мм. 2. Работа над проектом на макетке с использованием модулей (и разработка самих модулей), заменяющих часть стандартных простых соединений или отработанных частей схемы. В данном случае модуль
T2313_P10 установлен над микроконтроллером; модуль заменяет собой монтаж на макетке разъёма для подключения программатора и разъёма для подключения шлейфа от светодиодного блока
P10. На фотоизображении
п.2 собрана часть схемы, которая заменяет выделенную (резкую) область в сборке на макетке в
п.1.
Сборка в нерезкой части изображения
п.1 требуется здесь только на начальном этапе работы с проектом, при этом, также может быть выполнена отдельным модулем.
Обычно подобное развитие проекта может быть заданием начального уровня при работе с САПРами (проектирование печатных плат).
3. Разработка и использование универсальных плат, подменяющих собой часть макетного поля макетки и соответственно на которых можно устанавливать все модули по п.2. На изображении
п.3 показан универсальный модуль при использовании микроконтроллера
ATtiny2313. На печатной плате модуля есть разъём питания с индикацией, макетной поле для выводов микроконтроллера, разъёмы для подключения программатора и внешнего сигнала. Сверху можно устанавливать модули, применяемые для макетки по
п.2.
4. Разработка проекта, сочетающего в себе проработки по п.2 и п.3, но оставляющие перспективу развития проекта.На изображении
п.4 показан модуль управления светодиодным блоком
P10. На печатной плате модуля есть основные части конечного варианта платы : разъём питания с индикацией, разъёмы для подключения программатора, внешнего сигнала и шлейфа от блока
P10. На плате установлен микроконтроллер и с обеих его сторон есть контактные гнёзда, через которые сверху можно подключить внешний модуль (рядом лежит модуль с кнопками управления).
5. Конечный вариант - разработка проекта (печатной платы) для законченного изделия.